X

Подпишитесь на наши рассылки

Будьте в курсе последних новостей компании, обновлений продуктов и мероприятий

plan proekta

Разработка успешного IT-продукта — сложный многоступенчатый процесс, каждый этап проекта имеет конкретную цель и соответствует требованиям для выполнения поставленных задач. В этой статье рассказываем из чего состоит жизненный цикл разработки программного продукта и какие условия нужно соблюсти на каждом этапе управления ИТ-проектами, чтобы получить ожидаемый результат.

Что такое IT - Project Management — основные этапы разработки

Процесс управления IT-проектами делят на несколько этапов, некоторые из которых могут пересекаться и идти параллельно:

  1. Подготовка.

    До начала запуска проекта необходимо заложить фундамент успешного сотрудничества ИТ-специалистов и клиента. Залог успеха любого ИТ-проекта — умение исполнителя слышать пожелания клиента, структурировано обсуждать идеи и предложения, приходить к общему знаменателю.

  2. Аналитика.

    На этом этапе клиент и команда определяют цели проекта, ключевые задачи. Исполнитель должен понимать, что не всегда заказчик разбирается в скрытых нюансах разработки ИТ продуктов и управлении проектами. Аналитика позволяет предусмотреть вероятные риски по проекту и сразу предложить клиенту возможные варианты оптимизации процесса разработки. Заказчик должен составить техническое задание, в котором будут четко отражены требования относительно результата, который ожидается в завершение.

  3. Оценка проекта.

    Собранные в процессе предыдущего этапа данные тщательно анализируются и на основании полученной информации разрабатывается модель продукта. Проводят расчет трудовых и временных затрат, необходимых для реализации проекта. Желательно, чтобы исполнитель подготовил презентацию, где будет представлена оценка будущего проекта, четко прописаны возможные риски по проекту, разные варианты реализации задач, этапность и условия выполнения.

  4. Проектирование.

    После аналитики и предварительной оценки можно переходить к этапу проектирования, состоящему из нескольких шагов:

    • подготовка карты проекта, где будут четко прописаны реперные точки для сверки результатов;
    • проектирование архитектуры программного продукта;
    • подбор технологического стека для реализации проекта (инструменты разработки, языки программирования).

    Также проектируется система сбора данных и Data Warehouse (хранилища данных).

  5. Дизайн.

    Информационные технологии и дизайн — это не только про визуальную часть, но и про формирование пользовательского опыта. Задача дизайнера проекта сделать так, чтобы пользователь чувствовал себя комфортно, мог оперативно получить ответ на свой вопрос, быстро сориентировался, как пользоваться продуктом и захотел вернуться снова.

    Этап дизайна состоит из двух блоков:

    • UX – дизайн пользовательского интерфейса (отвечает за адаптивность, логику построения элементов системы, юзабилити продукта).
    • UI-отрисовка элементов интерфейса (иконки, блоки, кнопки, собранные в готовый макет).

    Чем проще и понятнее интерфейс ИТ продукта, тем быстрее и проще пользователь получит ожидаемый результат и перейдет к совершению целевого действия.

  6. Разработка.

    Один из основных этапов проекта — реализация идей заказчика, предварительно оформленных в практические шаги. Оптимальное решение — разработка спринтами. Это эффективный и удобный подход, основанный на гибкой методологии, позволяющий оперативно получать обратную связь и вносить корректировки. Исполнитель, ориентируясь на карту проекта, проводит работу и представляет клиенту результаты каждой части. На этом же этапе составляют инструкцию для запуска системы, описывают API проекта, архитектуру и особенности работы.

  7. Тестирование.

    После разработки продукта до того, как представить его потребителям, компания должна быть на все сто уверенной в его работоспособности. Чтобы обнаружить критические багги, отточить функционал, выполнить полноценный анализ проводят тестирование.

    Для тестирования проекта QA-инженеры инженеры используют разные приемы (интеграционные, модульные, функциональные). Систему оценивают с помощью метрик, статистик, проверяют на наличие ошибок, изучают данные в хранилище.

  8. Запуск.

    После успешно завершенного тестирования и исправления ошибок можно готовиться к запуску продукта. Теперь проект будут оценивать не разработчики, а реальные пользователи. На этом этапе важно настроить инструменты мониторинга, чтобы отследить поведение пользователей, собрать обратную связь и при необходимости доработать продукт.

  9. Передача прав на проект.

    Когда разработчики запустили продукт, права на него передаются владельцу, включая всю документацию и контроль над программной частью. В договоре должны быть прописаны подробные условия передачи прав на продукт.

  10. Техническая поддержка.

    После сдачи проекта компания-разработчик может оказывать временное или постоянное сопровождение клиенту. Это поможет предупредить или снизить количество сбоев при запуске новой системы, а также в случае неполадок обеспечить быстрое восстановление. Постоянная техническая поддержка позволяет клиенту оперативно получать последние обновления программного обеспечения и ликвидировать последствия возможных сбоев в рекордно короткие сроки без серьезных последствий.

Так выглядит поэтапное управление проектами или жизненный цикл разработки в сфере информационных технологий. Дальше обсудим, какие инструменты используют при разработке.

Методологии разработки программного обеспечения

Специалисты выбирают методологию разработки, отталкиваясь от специфики конкретного проекта. Популярные методы:

  • Самая базовая модель — Waterfall. Суть этой методологии в последовательном прохождении стадий. Используется, когда требования проекта известны, предельно ясны и не будут меняться. При использовании этой модели на разработку, скорее всего, уйдет много времени, так как последующий этап проекта зависит от предыдущего.
  • Гибкая методология – Agile Model. Состоит из набора методик, технологий и подходов, позволяет давать оценку результату после каждой итерации или этапа. Если на одном из этапов проекта качество или формат не устраивает клиента, можно быстро доработать функционал и внести коррективы. Эта методика популярная как раз благодаря своей гибкости и успешно используется в большинстве современных проектов, где требуется высокая и постоянная адаптируемость к меняющимся условиям. В гибкую методологию входят фреймворк Scrum и метод Kanban. Рассмотрим их отдельно.
  • В Scrum работы по проекту ведутся с помощью спринтов или одинаковых по продолжительности итераций. Обычно в составе небольшой команды, занимающейся разработкой, есть собственник, разработчик, скрам-мастер.
  • Kanban — метод, направленный на повышение качества продукта или сервиса через применение определенных практик и принципов. Пример популярной практики Kanban — визуализация процесса разработки с использованием Kanban-доски, демонстрирующей основные этапы и то, какие задачи уже выполнены, а над какими работа идет в данный момент.

Это наиболее популярные и востребованные методики в управлении проектами. Разработкой программного обеспечения занимается целая команда специалистов:

  • За создание серверных приложений отвечают backend-разработчики.
  • Браузерные интерфейсы взаимодействия с пользователями подготавливают frontend-специалисты.
  • За этап тестирования отвечает QA-инженер.
  • Проектированием хранилищ и витрин данных занимается DWH-архитектор .
  • Автоматизацией постановки решений в production занимаются DevOps-инженеры. Эти специалисты разрабатывают платформу для функционирования ИТ решений.
  • Специалисты IT-отдела отвечают за аппаратное обеспечение рабочих процессов.

Как координировать работу команды проекта на каждом этапе, проводить аналитику и собирать отчетность? В этом поможет новый онлайн-инструмент, разработанный компанией «КСК ТЕХНОЛОГИИ».

 

Попробуйте КСК.Проекты прямо сейчас!

Бесплатный доступ ко всем возможностям сервиса на 14 дней

  • Управление жизненным циклом продукта
  • Управление проектами и задачами
  • Портал системы – единое дисковое хранилище, чат, календарь событий
  • Аналитика и контроль
  • Доступ с любых устройств 24/7

 

Готовое решение для управления проектами от «КСК ТЕХНОЛОГИИ»

Организовать работу команды в едином информационном пространстве и автоматизировать процессы управления проектами поможет новый онлайн-инструмент компании «КСК ТЕХНОЛОГИИ» — КСК.Service&Teamwork.

Плюсы КСК.ST:

  • Сотрудники быстро находят свои задачи по проекту и сразу концентрируются на важной работе.
  • Для всех задач, обсуждений, файлов используется единое хранилище.
  • На переписку и совещания уходит намного меньше времени.
  • Сотрудники могут быть доступными с любого устройства в любом месте — в офисе или на удаленке.

Облачное решение КСК.ST состоит из четырех модулей, которые помогают быстро организовать рабочие процессы и закрыть все потребности членов команды:

  1. Teamwork — готовое решение для управления качеством проекта и задачами.
    Функционал:
    • простые и сложные проекты;
    • удобный интерфейс;
    • последовательное или параллельное исполнение задач;
    • группировка задач;
    • инструменты для совместной работы;
    • контроль, аналитика, отчетность.

    Быстро узнавайте о новостях по проекту, а также получайте информацию по отдельным задачам. Можно подстраивать списки задач под себя, для получения большее точной информации предусмотрены фильтры.

  2. Service — предоставление услуг внутри компании.
    Функционал:
    • автоматизация услуг/сервисов любого подразделения;
    • настройка SLA для контроля качества услуг;
    • поддержка омниканальности;
    • контроль сроков, аналитика, отчетность.

    Автоматизируйте услуги подразделений компании, получайте любую услугу или справку намного быстрее.

  3. Корпоративный портал — единое информационное пространство.
    Функционал:
    • актуальная лента новостей и анонсов;
    • приказы и распоряжения в виджите;
    • наглядное отображение структуры компании;
    • чат для оперативного взаимодействия сотрудников.

    Информационные ресурсы для сотрудников всех подразделений, возможность делиться знаниями, новостями, быть в курсе событий и быстро находить нужную информацию.

  4. Аналитика — полный контроль по задачам и отчетность.
    Функционал:
    • встроенная отчетность по заявкам;
    • оценка качества исполнения заданий;
    • импорт отчетов;
    • наглядные дашборды;
    • опросы.

    Все инструменты под рукой для контроля работы сотрудников и оперативного принятия решений.

Выбирайте свой тариф КСК.ST и переходите на новый уровень в управлении проектами в вашей компании.

Заявка отправлена!

Мы свяжемся с вами в течение 1 рабочего дня.