X

Подпишитесь на наши рассылки

Будьте в курсе последних новостей компании, обновлений продуктов и мероприятий

chto takoe agile

Agile — итеративный гибкий подход, применяемый в разработке ПО, а также для управления проектами и командой. Гибкая методология эффективная в современных бизнес-реалиях, так как позволяет избавиться от бюрократии, решать задачи быстрее и достигать намеченной цели.

В этой статье рассказываем, что такое Agile, чем этот подход принципиально отличается от других методик, на каких принципах основан и бизнесу в какой сфере стоит перейти на гибкое управление.

Что такое Agile

Термин Agile принято употреблять в контексте системы ценностей, определенной философии или как общее название для группы гибких методов управления.

Возник Agile как альтернатива устаревшим подходам, когда стало очевидно, что нереально создавать креативные продукты в условиях, где правят консервативные подходы. Agile software development (полное название методологии) предполагает разбивку всех работ над проектом на отдельные итерации по 2-3 недели. Одна итерация или цикл решает серию задач. По завершению итерации команда собирается вместе, чтобы проанализировать результаты и, если нужно сменить приоритеты на следующую итерацию. Такой подход позволяет за каждый цикл получить самостоятельный пазл будущего продукта или полноценный mini-продукт, который при желании уже можно запускать.

Обычно agile-команда состоит из следующих специалистов — developer (разработчик), manager (менеджер проекта), tester (тестировщик), interface designer (дизайнер интерфейсов) и UX-писатели. Заказчика при работе в таком взаимодействии представляет или сам руководитель, или менеджер.

Главное отличие Agile от других методологий

Важно понять, что, хотя к Agile используют термин «методология» по аналогии с предыдущими подходами, все же он не похож на них. Главное отличие Agile в его краткости — 4 основных ценности и 12 принципов. Подходы, которые преобладали ранее, имели описание на десятки страниц с детальным рассмотрением приемов и алгоритмов действий.

В отличие от прочих методологий в подходе Agile нет никаких алгоритмов, но входящие в Agile подходы могут предписывать конкретные приемы. К примеру, гибкий подход экстремального программирования или ХР включает в себя такие приемы, как игра в планирование и парное программирование, где есть конкретные алгоритмы действий.

В отличие от методологий в основе Agile лежат высокоуровневые ценности, а не базовый набор стандартных процессов.

Управление проектами Kanban и Scrum

Как примеры методов управления на основе Agile можно рассмотреть Kanban и Scrum. Давайте разберемся в их особенностях и отличиях друг от друга:

  • Scrum — дословно «подход структуры». Это метод, основанный на философии Agile, главное отличие в том, что весь объем задач, делят на короткие спринты. За корректное внедрение и реализацию методологии отвечает Scrum-мастер.
  • Kanban — дословно «подход баланса». Этот метод направлен прежде всего на повышение уровня и качества сервиса. Активно используется визуализация, главная задача разработки — сделать так, чтобы конечный продукт был удобен для пользователя. Команда рассматривается как целостная система без явно выраженного лидера, задачи распределяются равномерно в зависимости от навыков и занятости каждого специалиста. Процесс делят не на спринты, а на основные стадии выполнения. Чем быстрее завершается стадия и команда переходит к другой, тем эффективнее оценивается ее работа. Если случаются переработки или простои, команда сообща решает, как можно оптимизировать процесс. При использовании метода Kanban не обязательно досконально следовать всем принципам Agile. Внедряется Kanban поэтапно, предполагает равномерное улучшение процессов, включая их ускорение.

Описывая Kanban и Scrum, мы упомянули основные принципы и ценности Agile — это базисные постулаты Agile-манифеста. В чем они заключаются и какую философию отражают — рассматриваем дальше.

Ценности Agile

Базовые ценностей Agile-манифеста:

  1. Гибкость важнее строго плана.
    Изменения вносятся на каждом этапе — в этом суть гибкого метода. Иногда приходится жертвовать чем-то, что уже запланировано. Это нормально, если позволяет решить основные задачи.
  2. Процесс важны, но люди и коммуникация между ними в приоритете.
    Для работы важно создать условия, где инструменты не ограничивают членов команды, а помогают работать эффективнее. Обсуждение по проектам происходит без формальностей — члены команды, исполнители и клиент. Никаких бюрократических процедур.
  3. Формальности отходят на второй план, важнее всего — открытый обмен мыслями с клиентом.
    Даже, если обе стороны подписали договор со строгим описанием характеристик и условий, они могут меняться в процессе работы. Например, может оказаться, что какие-то детали не имеют особого значения и, если их упустить, то задачу клиента можно решить быстрее и даже эффективнее. Чтобы понимать, где можно внести корректировки, важно постоянно быть на связи с клиентом.
  4. Главное, чтобы на выходе команда получила продукт ожидаемого качества, документация вторична.
    Для любого заказчика в приоритете получение рабочего продукта, а не его презентации, пусть даже очень хорошей. Принципы Agile призывают сосредоточиться на том, чтобы скорее разработать и запустить продукт даже, если для этого нужно пренебречь отчетностью.

 

Основные принципы Agile

Кроме четырех монументальных ценностей Agile базируется на 12 принципах. В основном они относятся к работе с ИТ-проектами, но вполне применимы и к другим сферам:

  1. В неизменном приоритете всегда остается удовлетворение запросов заказчика через своевременную и регулярную поставку ПО. Так как удовлетворенность клиентов ставится во главу угла, результаты работы предоставляются командой через равные промежутки времени. Это более эффективно, так как в ходе работ на каждом этапе клиент может оценить результат, внести по необходимости правки, а не ждать, когда будут выполнены последние работы.
  2. Каждая итерация = изменения. Их нужно и важно принимать, если они могут обеспечить для заказчика продукта конкурентные преимущества. В этом и есть основное преимущество Agile перед другими методиками — в гибкости и отсутствии боязни вносить изменения.
  3. Работающий продукт нужно выпускать с определенной периодичностью и как можно чаще. При таком подходе важно постоянное общение в команде.
  4. В течение всего проекта важно, чтобы разработчики и клиент постоянно коммуницировали. В Agile получение обратной связи от клиента — это краеугольный камень.
  5. В проекте должны быть задействованы мотивированные специалисты. Для этого нужно создать подходящие условия и обеспечить поддержку.
  6. Для эффективной работы члены команды должны иметь возможность общаться открыто. Даже, если большинство работает удаленно, вероятно, на некоторых этапах разумно будет организовывать личные встречи.
  7. Работающий продукт — главный показатель эффективности. Цель команды всегда одна — дать клиенту качественный наилучший результат. Если клиент удовлетворен, значит, проект успешен.
  8. Гибкость подхода помогает наладить процесс разработки. Исполнитель и заказчик должны поддерживать согласованный темп.
  9. Гибкость можно повысить, уделяя постоянное внимание техническому усовершенствованию и качеству проектирования. В этом подходе каждый новый проект рассматривается как возможность найти что-то новое вместо того, чтобы постоянно внедрять одни и те же идеи.
  10. Важно минимизировать работу, без которой можно обойтись, и по возможности сделать все итерации проще.
  11. Лучшие продукты могут создавать только те команды, где есть лидер, дающий каждому члену группы свободу самовыражения.
  12. Для достижения успеха важно постоянно анализировать и искать новые способы для улучшения эффективности работы. Суть гибкости в том, чтобы сделать проще и эффективнее.

Если подытожить, то основной посыл в том, что главная цель — это удовлетворить запросы заказчика, команда должна подстраиваться под изменение процессов, в Agile важна ежедневная коммуникация, минимум бюрократии и лишней работы, простота и хорошая мотивация. На любом этапе, если это поможет улучшить качество, допустимы изменения.

Область применения Agile

В основе Agile отражены общепринятые ценности. А значит, управление проектами с этим подходом вполне можно использовать в таких отраслях, как банковая и страховая сфера, розничная торговля, энергетика. Суть формулировок гибкого подхода легко встраивается и в управление предприятиями вне ИТ-сферы.

Некоторые исследования, проведенные в России в 2019 году, показали, что среди компаний, вовлеченных в Agile-трансформации, только 50% из ИТ-сферы, поэтому гибкие подходы можно использовать и в других отраслях. Но есть одно ограничение. Вспомним, что Agile предназначен для разработки новых продуктов. И действительно, эффективнее всего гибкие подходы работают в творческой и креативной работе.

 

Попробуйте КСК.Service&Teamwork прямо сейчас!

Бесплатный доступ ко всем возможностям сервиса на 14 дней

  • Управление проектами, поручениями, задачами
  • Управление ИТ-и бизнес-услугами
  • Портал системы – новости, рассылки, единое дисковое хранилище, чат
  • Аналитика и контроль
  • Доступ с любых устройств

 

Сильные и слабые стороны гибкого управления Agile

Как и любой метод software development имеет свои плюсы и минусы. Чтобы понять, подходит ли Agile вашей компании, обратите внимание не только на сильные, но и на слабые стороны.

Преимущества Agile:

  • тестирование продукта на ранних стадиях;
  • оценка добавленного функционала в действии со слов заказчика;
  • на каждой итерации исследование пользовательского опыта и получение обратной связи от заказчика;
  • быстрая презентация на рынке еще сырой, но уже работающей версии.

Agile хорош тем, что не идеализирует рабочие процессы, а учитывает рабочие реалии. Заказчики меняют требования, подстраиваясь под конечного потребителя или под конъюнктуру рынка, а команда готова вносить изменения на любой стадии разработки. В результате получается более качественный и конкурентоспособный продукт.

Но, несмотря на положительные качества, Agile имеет и недостатки:

  • в проектной работе нет четкого плана развития;
  • всегда присутствует риск, что придется переделывать большой объем работ;
  • в пользу упрощения и скорости иногда приходится снижать качество продукта;
  • на каждой итерации может быть сложно найти мотивацию для специалистов, чтобы поддерживать высокий уровень качества.

Другими словами, при гибком подходе всегда можно перегнуть с гибкостью и получить совсем не те результаты, на которые рассчитывали.

Нужен ли вашей команде Agile

Всем ли организациям стоит переходить гибкое управление проектами? Скорее всего, нет. Опыт показывает, что эффективнее всего гибкие подходы работают не в крупных корпорациях, а как раз в небольших командах, которые создают или работают над модернизацией какого-то продукта.

 Agile подходит для условий неопределенности, когда нужно как можно быстрее выпустить новую версию продукта и обогнать конкурентов. Также этот метод управления отлично сработает в командах, специализирующихся на разработке инновационных продуктов.

Проще говоря, для стартапов Agile — то, что нужно на 100%. А вот для крупных предприятий со сложной структурой и отлаженными бизнес-процессами может не подойти. В таких случаях лучше использовать методы с компонентами LeSS, например, SAFe или LeSS, которые проще в случае необходимости привести к масштабированию. Еще можно использовать более широкий подход, включающий разные agile-методики. Его называют «гибкость в бизнесе» или Business Agility.

Также стоит признать, что в ИТ-сфере Agile также не всегда будет самым эффективным решением. Для некоторых компаний хорошо сработают инженерные практики, например, DevOps .

Если в своем бизнесе, вы используете гибкий подход, вам пригодятся онлайн-инструменты для планирования, делегирования и контроля задач, а также открытой коммуникации внутри команды. Готовые решения предлагают разработчики компании «КСК ТЕХНОЛОГИИ».

Инструменты от «КСК ТЕХНОЛОГИИ»

Мы разработали новый продукт — КСК.Service&Teamwork. Это облачное решение для организации работы и коммуникации членов команды, а также автоматизации действующих бизнес-процессов в пределах одного информационного пространства.

Благодаря использованию функционала КСК.Service&Teamwork, члены команды смогут быстрее находить свои задачи и расставлять их в порядке приоритетности, совещания станут более емкими и продуктивными, а для всех данных, файлов и обсуждений по проекту можно будет использование единое хранилище данных.

Запросите бесплатную консультацию на сайте, чтобы узнать больше о том, как новый инструмент поможет упростить работу вашей команды.

Заявка отправлена!

Мы свяжемся с вами в течение 1 рабочего дня.